ИСТОРИЯ УЭЧИ-РЮ КАРАТЭ-ДО

КИТАЙСКИЕ ИСТОКИ ШКОЛЫ

Примечание:

Эта статья была впервые опубликована в 1984 году в мартовском выпуске журнала «УЛинь», распространяемом на всей территории Китая. Автором статьи является господин Ли-Йи Дуань, Вице-Президент Ассоциации У-шу города Фучжоу.


Позже её английский перевод, выполненный Marty Dow, был опубликован в книге: George E. Mattson “The Black belt test guide”, p.283, 1988 Peabody Publishing Company.


При переводе с английского на русский язык, понимая неизбежность потерь при двойном переводе, переводчик постарался сохранить высокопарный и восторженный стиль оригинала, удачно переданный в английском варианте текста.

ЧЖОУ ЦЗЫХЭ из ФУЧЖОУ и УЭЧИ-РЮ КАРАТЭ-ДО

(хроники поисков родословной Уэчи-рю Каратэ-до)

15 Ноября 1982 года Ассоциация У-шу города Фучжоу (Китай, провинция Фуцзянь) отправила радостное письмо в Ассоциацию Уэчи-рю Каратэ-до (Япония, провинция Рюкю, префектура Окинава, город Гинован).

 

В письме сообщалась воодушевляющая весть о том, что в результате всеобъемлющих и длительных усилий практиков и энтузиастов Ушу города Фучжоу была достигнута совместная цель поиска сведений о Мастере Чжоу Цзыхэ (周子和).

 

Это письмо открыло новую главу в истории традиционной дружбы как между сообществами Боевых Искусств и жителями городов Фучжоу и Гинован, так и между народами Китая и Японии.

 

С этого момента, два города - Фучжоу и Гинован, разделённые только узкой полоской воды, стали ещё ближе друг к другу.

 

О чём, собственно, речь?

«Мы приехали в гости в семью наших предков»

В Марте 1981 года в Фучжоу с визитом прибыла делегация Ассоциации Уэчи-рю Каратэ-до, возглавляемая господином Томоёсэ Рюко и заместителем главы делегации господином Уэчи Канмэем. В тёплой и дружеской атмосфере представители китайских и окинавских сообществ провели совместные дискуссии, показательные выступления и обменялись мнениями по поводу Боевых Искусств.

 

Во время встречи господин Томоёсэ Рюко, глава окинавской делегации с глубоким чувством сказал: «Мы приехали в гости в семью наших предков. В этот приезд в Китай мы направились не куда-либо ещё, но только в город Фучжоу, родину нашего Каратэ-до».

 

Он также добавил: «Когда представители Уэчи-рю участвуют во Все-японских Турнирах, над ними развевается знамя Чжоу Цзыхэ. Мастер Чжоу Цзыхэ - наш первооснователь».

 

Кроме того господин Томоёсэ выразил надежду, что мы сможем помочь в поисках информации о Мастере Чжоу Цзыхэ, с целью внесения этих данных в архивы города Гонован, префектура Окинава для их сохранения последующим поколениям.

 

Начало этих событий отправляет нас в конец 19-го столетия. По информации окинавских друзей, Уэчи Канбуну (1877-1948), студенту с Окинавы, довелось повстречать Чжоу Цзыхэ в Фучжоу в 1897 году. В течение последующих 13 лет он изучал Боевые Искусства под руководством Чжоу Цзыхэ.

 

По возвращении на Родину в 1910 году, Уэчи Канбун раскрыл людям полученные им знания. Начиная с этого времени они, распространились по Окинаве и сформировались в сегодняшний стиль Уэчи.

Ревностные поиски Чжоу Цзыхэ

(кликнуть на картинку для увеличения)
(кликнуть на картинку для увеличения)

Во имя интересов традиционной дружбы между народами Китая и Окинавы практики Ушу и энтузиасты города Фучжоу с рвением приступили к поискам сведений о Чжоу Цзыхэ.

 

Только вот каким человеком был Чжоу Цзыхэ?

 

Товарищ Уэй Цици из Ассоциации Ушу провинции первым мобилизовал силы для ведения поисков и опросов. Следом поиски были поддержаны Ассоциацией Ушу города Фучжоу.

 

Демонстрация формального комплекса «36 рук» (Сансэйрю) и друге свидетельства, предоставленные нашими окинавскими друзьями, дали понять каждому, что решительная сила формы являет собой южный фуцзяньский стиль.

 

Однако Уэчи Канбун проходил обучение уже почти сто лет назад - в последние годы правления Династии Цин.

 

В ходе поисков не осталось ни одного уголка, куда бы мы не заглянули, ни одного свидетельства, которое бы мы тщательно не проверили.

 

Сначала мы обратились к Ван Шену из Фучжоу, старому, почти столетнему, мастеру стиля «Кулак цветка сливы Мэйхуа». Он рассказал, что, в молодости встречал Чжоу Цзыхэ, который одевался как даосс, но больше ничего о нём не знал.

 

Чень Сюжу, известный боец стиля «Кулак Архата», сказал, что он слышал о Чжоу Цзыхэ, чей дом был где-то в районе Наньган.

Так или иначе, всего было опрошено около тридцати человек.

 

Кто-то говорил, что Чжоу Цзыхэ происходил из преуспевающей семьи, что в молодости он изучал искусство кулачного боя и его часто видели около Дворца Сианьфу в Фучжоу, где его прозвали «Юн Куань» («Вечное великодушие»).

 

Шаг за шагом, день за днём все неустанно напрягали свои силы и продолжали упорные поиски во имя традиционной дружбы Китая и Окинавы. Случайно стало известно, что Линь Янюнь, 85-летний энтузиаст Ушу был соседом и другом Ван Цзяогуна, приёмного сына Чжоу Цзыхэ. От этой новости все подскочили от радости.

 

25 Октября Ассоциация Ушу послала к нему своего представителя. Как мы и надеялись, выяснилось, что в молодости Линь Янюнь часто бывал в доме Чжоу Цзыхэ, с которым был хорошо знаком. Таким образом, было установлено, что Чжоу Цзыхэ происходил из района Чжитянь города Нанью.

 

В начале Ноября месяца Ассоциация Ушу опять послала своего представителя совместно с представителем атлетической организации уезда Миньхоу посетить Чжитянь (производственную бригаду) народной коммуны города Нанью.

 

Там, в конце концов, они нашли Чжоу Йиша, внука Чжоу Цзыхэ, выяснили всё о нём и посетили его бывшие дом и тренировочный зал. Наконец мы смогли расслабиться.

 

Миссия, о которой нас просили наши окинавские друзья, была выполнена и дружба между Китаем и Окинавой, завещанная нашими предками, ещё больше окрепла.

Сведения о Чжоу Цзыхэ

Чжоу Цзыхэ (1874 - 1926)
Чжоу Цзыхэ (1874 - 1926)

Чжоу Цзыхэ, называвший себя «Юн Куань» («Вечное великодушие») и известный под псевдонимом «Суньшань-даочжэ» (Даос с гор Суньшань), родился в 1874 году. Его отец Чжоу Ханьпу происходил из преуспевающей семьи города Нанью.

 

В юности Чжоу Цзыхэ изучал южно-шаолиньский стиль кулачного боя у широко известного мастера Чжоубэя (周北) из уезда Янтай. Он был блестящим и усердным учеником и постепенно под руководством мастера Чжоубэя глубоко освоил различные боевые практики.

 

Позже через город Нанью проходил прославленный Учитель Хэ Сиди (柯細弟) из провинции Шаньдун. Отец Чжоу, зная о его великом умении, пригласил мастера к себе в дом, обустроил тренировочный зал и отдал Чжоу Цзыхэ к нему в ученики.

 

Вновь Чжоу Цзыхэ, упорно шлифуя свои навыки, продолжил своё обучение под опекой опытного учителя.

 

Он стал широко известен особенно благодаря своему искусству Железной ладони. Однажды он продемонстрировал технику Железной Ладони перед рестораном Люша в Нанью и своим искусством внушил благоговейный трепет всем присутствовавшим при этом.

 

Говорят, что он мог держать в воздухе по человеку на одном пальце каждой из вытянутых в стороны рук. Он также мог далеко забросить несколько сот килограммовый предмет.

Двор Боевых Искусств стиля "Кулак тигра"
Двор Боевых Искусств стиля "Кулак тигра"

Чжоу Цзыхэ владел несколькими стилями кулачного боя, но прежде всего стилем «Кулак Тигра». «Кулак Тигра» был одним из «пяти кулаков Фузцяни»: «Кулак Дракона», «Кулак Тигра», «Кулак Леопарда», «Кулак Змеи» и «Кулак Журавля». «Кулак Тигра» создан на подражании внезапным атакам когтями и вращательным движениям свирепого тигра на охоте.

 

Очень часто Чжоу Цзыхэ носил одежды даоса. Он был приветливым и скромным человеком.

Каллиграфия Чжоу Цзыхэ (Сю Сива) любезно предоставленная нам Тамаёсэ Кэйдзи Сэнсэем (публикуется с его разрешения)
Каллиграфия Чжоу Цзыхэ (Сю Сива) любезно предоставленная нам Тамаёсэ Кэйдзи Сэнсэем

Он был не только превосходным мастером Боевых Искусств, но и прекрасным поэтом, каллиграфом и художником. Занятия боевыми искусствами так укрепили его запястья, что эта сила отражалось в первом же прикосновении его кисти к бумаге.

 

В то время им были оформлены многие вывески магазинов. Каллиграфическая надпись «Вэй Цзянь Минь» на указателе на улице Чжунтин в Фучжоу была сделана им.

 

Ему также удавались рисунки тигров. Запрашивая высокую цену за любой из своих рисунков тигра, он всегда был уверен, что рисунок будет куплен!

 

В 1926 году Чжоу Цзыхэ внезапно серьёзно заболел и скончался в возрасте 52 лет.

Уэчи-рю Каратэ-до

Уэчи Канбун (1877-1948)
Уэчи Канбун (1877-1948)

Все-японская Федерация Каратэ, активный член мирового сообщества боевых искусств, является организацией объединяющей многие стили Каратэ-до, которые развивались под влиянием китайского Ушу, разными способами попадавшего на Окинаву с древнейших времён.

 

Уэчи-рю Каратэ-до состоит из учения Уэчи Канбуна, основанного на изученном им китайском Ушу и нововведениях внесённых им по возвращении на Родину. Сегодня в Японии, особенно на Окинаве, эта система испытывает необычайный рост и приобретает много преданных сторонников.

 

Каждый год, начиная с 1976 (статья написана в 1984 г. - прим переводчика), чемпионы Уэчи-рю выигрывали Все-японские Чемпионаты по каратэ и составили грозную силу Все-японской Федерации Каратэ.

 

Уэчи-рю Каратэ-до распространилось по всему миру со штаб-квартирой в Гинован Сити, префектура Окинова, Япония с отделениями в Америке, Англии, Франции, Мексике, Италии, Югославии, Бразилии, Аргентине и Филлипинах (сегодня и в России - прим переводчика). Правила проведения соревнований и квалификационных экзаменов унифицированы во всём мире.

 

Поисками своих истоков Уэчи-рю Каратэ-до продемонстрировало глубину взаимоотношений между Китаем и Окинавой. Эта дружба продолжит укрепляться из поколения в поколение.

Ещё не много о Чжоу Цзыхэ

Похоже, Чжоу Цзыхэ был знаком ещё с несколькими стилями - он, вероятно, знал «Кулак архата» («Лохань Цюань»), а также «Кулак пяти предков» (уцзу-цюань).

 

Сам он именовал свою школу «Бань ин жуань цюань» (в другом чтении - «пангайнун») - «полу-жёсткая школа». Другое название его стиля - «Кулак тигра, журавля и дракона» («хухэлунцюань»).

 

Стиль, которому обучал Чжоу Цзыхэ, представлял собой синтез внутренней (нэйцзя) и внешней (вэйцзя) школ кулачного искусства (кит.: цюаньфа; яп.: кэмпо).

 

Он соединял формальные комплексы стилей тигра, журавля и дракона. В этом боевом искусстве удары кулаком практически не наносятся. Чаще всего удары наносят кончиками пальцев рук, большими пальцами рук, фалангами пальцев, ладонью и «лапой тигра».

 

Как указывает его псевдоним — Сюньшань-даочжэ, Чжоу Цзыхэ по вероисповеданию был даосом, посещал местный даогуанъ — даосский храм. Соответственно, он одевался как даос и носил подобающую прическу. Утверждают, что этот выбор был предопределен не только религиозными предпочтениями мастера: Чжоу Цзыхэ ненавидел обычаи, которые насаждали в Китае маньчжуры, и не желал носить ненавистную китайцам маньчжурскую косу, что дозволялось только даосам и буддийским монахам...

 

Чжоу Цзыхэ поддерживал связь с китайскими тайными обществами, которые ставили себе целью свергнуть династию ЦИН и вернуть к власти династию МИН.

 

Он зарабатывал себе на жизнь, приготовлением лекарств из трав, и в целях конспирации утверждал, что он сын крестьянина.

 

Существует предположение, что он - одно и то же лицо со священником СОСЭЕМ из монастыря близ Наньсэя. Власти принялись разыскивать Сосэя, узнав о его тайной деятельности, поэтому он стал жить под видом торговца лекарственными травами. Позднее выяснилось, что в храме близ Наньсэя, начиная с 1768 г., скрывались члены тайных обществ.

«Утонченные требования к пяти кулакам»

(«Уцюань цзинъяо»)

Авторы популярных работ неизменно упоминают о том, что техника «звериных стилей» была представлена уже в знаменитом Кулаке пяти зверей, созданном шаолиньским монахом Цююэ «Осенний месяц», мирское имя — Бай Юнфэн, который, как считается, на протяжении столетий являлся фундаментом всей системы шаолиньского «кулачного искусства».

 

Цююэ приписывают один из самых пространных текстов шаолиньского канона ушу «Утонченные требования к пяти кулакам» («Уцюань цзинъяо»), в котором раскрывается система боя на основе повадок пяти животных: тигра, леопарда, дракона, змеи и журавля. Монах отказался от детального подражания животным, сохранив лишь образ, общий характер движений: яростный прыжок тигра, гибкость змеи и т. п.

 

龍尊拳

Лунцзун-цюань

(Кулак почитания дракона)

 

Кулак дракона предназначался для пестования «духа» (шэнь).

 

Согласно «Утонченным требованиям к пяти кулакам», «во время тренировки в Кулаке дракона нет необходимости в использовании силы всего тела, лишь едва слышно, как ци клокочет в даньтянь, наполняя все тело движением...

 

Будь подобен дракону, странствующему в пустоте, и безграничен, словно небо и земля».

虎尊拳

Хуцзунь Цюань

(кулак почитания тигра)

 

Кулак тигра призван укреплять кости.

 

Он рассчитан на физически сильных людей и включает многочисленные мощные прыжки и удары «лапой тигра». «Во время тренировки необходимо, чтобы ци бурлило, наполняя все тело.

 

Руки крепко напряжены, поясница наполнена. Единое ци пронизывает все тело, циркулируя от начала и до конца без малейших перерывов. Подъем и опускания ци внутри организма соответствуют изменениям во внешней форме, а гневный взгляд усиливает ее.

 

Форма подобна тому, как яростный тигр выходит из леса и ударами своих когтей сносит горы».

白鶴拳

Байхэ Цюань

(Кулак белого журавля)

 

Кулак журавля пестует «семя» (цзин), требует отличной координации в работе разных частей тела.

 

«Семя журавля произрастает из ступней, но дух его проистекает из спокойного состояния сознания. Поэтому, упражняясь в этой форме, необходимо очистить семя и сделать свой дух подобным стали».

 

Таким образом, тренировка в Кулаке журавля обеспечивает контроль над потоками внутренней энергии и достижение спокойствия и незамутненности сознания.

- - -

В Кулаке леопарда акцент делался на развитие физической силы, он считался «твердым» стилем. Используются размашистые, «рвущие» удары «когтями» и удары предплечьями. «Леопард... по своей мощи подобен тигру. Леопард предпочитает прыжки, а его поясница... не столь слаба, как у тигра. Во время тренировки необходимо все подъемы и опускания выполнять в невысокой «стойке всадника» (мабу). Все тело сотрясается от силы, кулаки крепко сжаты, пальцы, словно медные крюки и металлические копалки, поэтому в форме леопарда используется много ударов кулаками, и зовется она также «Кулак золотого леопарда»».

 

Кулак змеи предназначен людям гибким, он требует отточенной работы корпусом с использованием наклонов, скручиваний, волнообразных движений поясницей. Используется особый тип дыхания с характерным шипением. Большинство ударов наносятся одним или двумя пальцами в глаза, горло, пах. Считалось, что Кулак змеи тренирует ци: «От упражнения ци появляется гибкость тела, руки находятся в движении, поясница извивается, а два пальца, как жало, совершают надавливания, опускаются и поднимаются, как раздвоенный язык змеи». 

Формальный комплекс «Три битвы» ( «Саньчжан») фуцзяньский стиль «Кулак формы тигра» - «Ху Син Цюань »

Формальный комплекс «Три принципа» («Саньчжэн») фуцзянского стиля «Кулак архата» («Лохань Цюань»)

Формальный комплекс «Три битвы» («Саньчжан») стиля «Кулак пяти предков» («Уцзу Цюань»)

Парная работа по формальному комплексу «Саньчжан» стиля «Уцзу Цюань»

Эволюция ката «САНЧИН»

Стили цюаньфа кантона Янтай, префектуры Фучжоу, провинции Фуцзянь, КНР

Подробнее о СТИЛЯХ-ПРЕДТЕЧЯХ Уэчи-рю Каратэ-до