Исследования боевых искусств однажды привели Брюса Ли к знакомству с

Уэчи-рю Каратэ-до.

(Фото-сессия в Академии Уэчи-рю Дж. Мэттсона на Кембридж Стрит)

 

Материалы с сайта:  Uechi-ryu France

Уэчи-Рю Каратэ-До сегодня

Официальным преемником Уэчи Канбуна был объявлен его сын Канэи (1911 -1991). Он вернулся на Окинаву ещё раньше отца, в 1942 г., чтобы воссоздать в целостном виде школу великого Уэчи Канбуна. Ему по­могает сын Томоёзэ Рюю - Томоёзэ Рюкю. В 1948 г. они вдвоём открывают на Окинаве, на высоком плато в местечке Футэнма, первый официальный зал, где начинают преподавать свою школу, дав ей официальное название Уэчи-рю. К то­му времени уже была выработана чёткая концепция преподавания вне традицион­ной китайской среды. Это позволило уст­ранить многие недоразумения, возникав­шие из-за того, что Уэчи Канбун излишне усложнял стиль для японских последова­телей.

 

На Окинаве Уэчи-рю, с одной стороны, продолжало строгую закрытую традицию, взятую из южных китайских стилей, а с другой - начало медленно и, как потом оказалось, успешно продвигаться на Запад (результатом чего стало создание в США Академии Уэчи-рю Дж. Мэтсона, а затем и Американской ассоциации Уэчи-рю). Но на Западе уже существовала настоящая конкуренция. Зато на Окинаве авторитет Уэчи Канэи был огромен - именно он становится президентом созданной в мае 1956 г. Окинавской федерации каратэ-до, что фактически ознаменовало собой окончательное отделение окинавских бо­евых искусств от японского каратэ. Окинавская федерация каратэ-до первона­чально включала в себя стили Годзю-рю, Уэчи-рю, Сёрин-рю (Кобаяси), Мацубаяси-рю. Первыми вице-президентами этой организации стали Нагаминэ Сёсин, Хига Сэйко.

Сегодня сын Уэчи Канэи - Уэчи Канмэи (1941 г.р.) является пре­зидентом Ассоциации Уэчи-рю каратэ.

Новые руководители стиля не стали возвращаться к полузакрытой системе преподавания. Например, они неоднократно демонстрировали свои навыки перед американскими солдатами - после вой­ны на Окинаве была создана американская военная ба­за. Также выступлениями перед «джи-ай» не брезговал тогда и по­жилой Фунакоси - сохранились много­численные фотографии, на которых он показывает своё мастерство перед амери­канскими солдатами.

 

Сегодня зал Уэчи-рю в Футэнма является настоящей Меккой поклонников окинавских традиций кэмпо. По сути, Уэчи-рю стала одной из немногих школ, которые реально сохранили принцип сочетания боевой практики и духовного развития, присущий когда-то ранним окинавским боевым искусствам.

 

Но и школа Уэчи-рю претерпела изменения, во многом поддавшись запросам совре­менного общества. Увеличилось число ката теперь помимо трёх классических комплексов - Санчин, Сэйсан и Сансэйрю - изучаются также Каншива, Каншу, Сэйчин, Сэйрю, Канчин.

По примеру японского каратэ была введена система поясов и данов, которая сегодня целиком совпадает с системой зва­ний, принятой Окинавской Ассоциацией каратэ. Всего в Уэчи-рю существует десять ученических ступеней (кю) и десять инст­рукторских, или мастерских (дан). Все «кю» считают­ся временными: если ученик прекращает тренировки до того, как он получит чёр­ный пояс, и не возобновляет их в течение трёх или шести месяцев (в разных школах сроки различаются), его звание аннулируется.

Сегодня Уэчи-рю вместе с окинав­ским стилем Годзю-рю представляет в со­временном мире боевых искусств отдель­ное направление, называемое Сёрэй-рю или Наха-тэ.

В настоящее время на Окинаве действуют много организаций, практикующих как стиль Уэчи-рю Каратэ-до, так и стили созданные на его основе, объединяющих более 50 додзё в префектуре Окинава, около 30 додзё на основных островах Японии и более 120 додзё в других странах мира.

Кроме того, различные направления Уэчи-рю Каратэ-до преподаются мастерами не входящими в эти ассоциации из-за разницы во взглядах на пути развития школы.

 

РАЗВИТИЕ НАИМЕНОВАНИЯ СТИЛЯ:


虎拳 (HuQuan)  =>   

虎鶴拳 (LungHuHeQuan)=>  

半硬軟拳 (BanYingRuanQuan или BunNgaangYunKyun) =>

パンガイヌーン流唐手術 (яп.: Pangainoon-ruy Karate-jutsu)=>

上地流空手道 (Uechi-ryu Karate-do)

 

«В боевых искусствах весьма сильна тенденция индивидуализации, когда каждый стремится продемонстрировать свою исключительность, в результате чего в будущем только Патриархи, которые неизменно сохраняют приверженность базовой технике, сохранят исконные ката, призванные служить эталоном, сохраняя тем самым истинность стиля».

Тояма Сэйко (1928-2009)

К счастью Патриархи Стиля, понимая всю опасность возможности вырождения школы, встали на защиту «стиля Уэчи».  Решение было найдено в отделении направлений, отошедших от следования базовым принципам школы, в группу стилей Уэчи-рю Кэй - 上地流系  (дословно: «происходящие от стиля мастера Уэчи»).

Необходимо отметить, что хотя создатели этих направлений изучали Уэчи-рю и достигли высот в овладении этим стилем, они по той или иной причине отошли от основополагающих принципов стиля, и ныне представляют собственные школы, созданные ими на основе Уэчи-рю.

Эти версии, возможно, талантливы и эффективны, но это уже другая история …

 

Главное, чтобы при этом  люди помнили и понимали, что любая профанация ведёт к дискредитации.  

Погоня за массовостью и как следствие предоставление права преподавания стиля лицам, не знающим школу, прекращает передачу традиции и уничтожает изначальный Стиль.

Украшательство стиля ведёт к потере понимания принципов заложенных в основу метода,  выхолащиванию его прикладной направленности и превращает в некий боевой танец.

Превращение стиля, созданного для ведения реального боя в спортивное единоборство, ведёт к потере стилевой индивидуальности и исчезновению собственно Стиля.

Как следствие, последователи, вовлеченные в этот процесс, рано или поздно уходят, унося с собой ошибочную убеждённость в неэффективности всех Традиционных Боевых Искусств так и не познакомившись с ними на самом деле!

 

Понимание этого необходимо!

 

Различия между стилями "внешне подобными" и Уэчи-рю.

Говоря о принципиальных отличиях новых стилей от Уэчи-рю можно указать на нарушение ими базовых принципов заложенных в Уэчи-рю:

  1. "Конан дзизай" (Своевременность жесткости и мягкости) - изменением ритма ката;
  2. "Гансэй сюсё" (Глаза остры, а руки быстры) - демонстративным понижением уровня низких стоек;
  3. "Санчин-но го симэ" ( Пять закрытий Санчин) - "разваливанием" низких стоек.

Эти "изменения" основ ведут к нарушениям в структуре каждых отдельных движений и технических действий и, как следствие, к изменению зарождения и реализации усилия (как в атакующих, так и в оборонительных действиях).

 

Это то, что касается тонкостей, не видимых, возможно, человеку не практикующему Уэчи-рю - ведь рисунок ката, в общем-то, похож.

Теперь о тактической составляющей.

Танцорам от каратэ (ни катистам, ни кумитистам) она (тактика боя на ближней дистанции) абсолютна не нужна - ну не вписывается в их понимание то, что не даёт баллов на соревнованиях:
"Бросковой техники <<...>> в Уэчи рю нет. И заломов типа цинь-на не практикуется <<...>>" - утверждает один из практиков нового стиля, к Уэчи-рю не относящийся.

 

Сразу понятно, что опыта даже пацанских драк он не имеет, да и сути многих движений в ката не понимает (или его так учат?). Как можно в ближнем бою обойтись без срывов захватов, без заломов и бросков?

В ответ приведу цитату из книги Тун Чжунъи "Приёмы китайской борьбы Шуайцзяо". Пер. с кит. С.Л. Березнюка. Стр. 33:
<<В современном цзюэди главное - повалить противника на землю, а удары руками и ногами оставлены на долю рукопашного боя; с прикладной точки зрения в древности эти системы были взаимопроникающими, теперь они являются взаимно необходимыми; того, кто занимаясь боевыми искусствами, делает перекос лишь в одну сторону, вряд ли можно назвать всесторонне развитым>>.

Подведу черту:
Танцоры от каратэ ориентированы лишь на соревновательную практику: в КАТА - погоня за зрелищностью, в КУМИТЭ - погоня за баллами в рамках правил.

Цель - повышение зрелищности исполнения ката и зарабатывание очков в кумитэ на соревнованиях.


В итоге - при внешней схожести рисунка ката - стиль уже другой, а о боевой направленности - можно забыть.

 

Результат - размывание, вплоть до уничтожения исходного стиля (в данном случае - Уэчи-рю) и  появление новых танцев от каратэ.

В их движениях абсолютно не присутствует присутствует Уэчи-рю ("стиль мастера Уэчи)!

Каноны – за Патриархами!

В очередной раз будучи в Москве в Октябре 2013 года, Шимабукуро Сэнсэй, зная, что у меня большая коллекция видеоматериалов, попросил меня показать ему видео исполнения ката практиками других направлений и ответвлений стиля. Комментируя то, что я ему показал, он отдельно остановился и так прокомментировал выше-размещённый ролик:

 

«Ката "Сэйсан" на этом видео исполняет один из учеников Томоёсэ Рюкичи, второго сына Томоёсэ Рюю. Видео снято Джорджем Мэттсоном, когда он приезжал в Вакаяму с Рюко Томоёсэ (старшим сыном Томоёсэ Рюю) в 1960-е годы.

Я спрашивал Тояма Сэйко Сэнсэя о разнице в их исполнении ката. Тояма Сэнсэй ответил, что Томоёсэ Рюю был сильным бойцом, но его исполнение Ката не отличалось правильностью, так как он был человеком "Дзиссэн" - "реального боя", а не традиционной практики.

Тояма Сэнсэй сказал мне, что аутентичное (истинное) исполнение Ката будет всегда сохраняться Патриархами Уэчи-рю, так как люди стараются отразить свою индивидуальность в практике Ката, тогда как Патриархи, напротив, стараются сохранить их первозданность».

 

Далее он посмотрел исполнение ката одного из ответвлений стиля, развивающегося и в нашей стране. На каждом техническом действии при исполнении ката он останавливал воспроизведение и указывал мне на то, с какого окинавского мастера скопировано то или иное движение.

 

«Для того чтобы так исполнять ката не нужно ездить к Учителям – достаточно посещать YouTube. Исполнитель не знаком с 理先業後 (Risen-Gyogo), а это - один из основных принципов стиля. Каждый Мастер, с коих скопированы эти движения, имеет свою трактовку исполнения ката и эта трактовка цельна и видна в каждом их движении на протяжении всех ката. Здесь же всё исполнение - это компиляция различных трактовок и идей различных мастеров, причём, не связанная единой логикой принципов! У этого человека нет Учителя! То, что люди не сведущие в стиле могут принять за «мощные ультракороткие действия» - всего лишь избыточное напряжение мышц плечевого пояса, а это уже нарушение 硬軟自在 (Konan-Jizai)! Это - не Уэчи-рю!» - был его вердикт.

 

Во время его пребывания в Москве в ходе мастер-класса участники семинара спросили Шимабукуро Сэнсэя:

«Почему наш учитель Игорь Горбунов ездит на тренировки только к Вам, а не к другим Учителям на Окинаву?»

 

Ответ был прост и однозначен:

«Ваш Учитель и мой Ученик Игорь предпочитает мою стряпню, а не крошки со столов других. Ведь иначе несварение будет у Вас!»

НАИМЕНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ

ПРАКТИКУЮЩИХ УЭЧИ-РЮ КАРАТЭ-ДО И

СТИЛЕЙ СОЗДАННЫХ НА ЕГО ОСНОВЕ

1. Организации, ассоциации, клубы и др., практикующие 上地流空手道 (Уэчи-рю Каратэ-до), входящие в состав группы Патриарха стиля (Уэчи-рю СОКЭ) или сотрудничающие с СОКЭ используют, с разрешения Патриарха стиля, в своих наименованиях (юридически закреплено за Патриархом Уэчи-рю): 

  • 上地流空手道修武館 (Uechi-ryu Karate-do Shubukan)
  • 上地流空手道協会 (Uechi-ryu Karate-do Kyokai)
  • 上地流空手道連盟  (Uechi-ryu Karate-do Renmei)

 

2. Организации, ассоциации, клубы и пр., практикующие свои - мастерские - версии стиля 上地流空手道 (Уэчи-рю Каратэ-до), дают указание на то, что это самостоятельная (мастерская) версия стиля - Kenyukaï, Kenseikai, Ryushikaï, Hozonkaï, Okikukaï и пр. 

 

3. Организации, ассоциации, клубы и пр,  создавшие новые стили на основе Уэчи-рю и изменившие название стиля как-то: Конан-рю, Ханконан-рю, Пангайнун-рю, Шохэй-рю и пр., при желании указать на своё происхождение от Уэчи-рю, добавляют к своему наименованию: 上地流系【Уэчи-рю Кэй, где:

  • 上地流Уэчи-рю - стиль Уэчи;
  •  系【Кэй - (семейное) происхождение, род, генеалогия, линия, генеалогическая линия.

 

Таким бразом, 上地流系【Уэчи-рю Кэй означает: «происходящий от стиля Уэчи» (это лишь указание на принадлежность по происхождению, а не название стиля и говорит о вторичности происхождения).

 

Плюс к этому, все вышеперечисленные организации, ассоциации, клубы и др. объединены общим термином:

  • 上地系Уэчи Кэй】 - линия (группа) Уэчи.

Так, например:

 ОКИКУКАЙ ШОХЭЙ-РЮ

лингвистическая справка:

 

Наименование организации:

沖縄空手道協会 【Окинава каратэ-до Кйокай

«Ассоциация окинавского каратэ-до»

Сокращенно:

沖空会【ОкиКуКай

 

Название практикуемого организацией стиля:

昭平流【Шохэй-рю

«Стиль сияющей справедливости»


 ОКИКУКАЙ ШОХЭЙ-РЮ

историческая справка:

 

<<We dissolved the Uechiryu Karatedo Association for the sake of reform, and started over again in The Okinawa Karatedo Association in order to change our mental attitude on April 1st , the first year (1989th) of the Heisei, OKIKUKAI is its abbreviation.

We abandoned the use of the small ryuha name as an organization in order to cope with internationalization.

<<…>>

Introduction of Shoheiryu on November 16th 1995. The Board of Directors of the Okinawa Karatedo Association created a new school (ryuha) and officially named it SHOHEIRYU...>>.

  ...

Перевод:


<<1-го Апреля в 1-й год эры Хэйсэй (1989 г.) мы, во имя реформ, вышли из состава Ассоциации Уэчи-рю Каратэ-до и начали работу в Ассоциации Окинавского Каратэ-до, сокращённо – ОКИКУКАЙ.  

(Т.е. внесли раскол ещё при жизни УЭЧИ Канэя и бросили своего престарелого Учителя за 2 года до его смерти, что возможно повлияло и на его преждевременную кончину - прим. переводчика).

Мы, как организация, в целях международного развития отбросили использование названия маленькой школы (рюха).

(Т.е. отказались от использования наименования «Уэчи-рю» - прим. переводчика).

<<…>>

Официальное представление Шохэй-рю от 16 Ноября 1995 г. Совет Директоров Ассоциации Окинавского Каратэ-до создал навую школу (рюха) и официально назвал её Шохэй-рю >>

 

Материалы с официального сайта «ОКИКУКАЙ»

Сертификат наименования «Шохэй-рю»

... 

Примечание:

 

В ОКИКУКАЙ достаточно мастеров, бывших ранее учениками УЭЧИ Канэя и имеющих сегодня высшие Даны (8-10), но подавляющее большинство этих Данов получены в ОКИКУКАЙ Шохэй-рю, а не в Уэчи-рю Каратэ-до.

Кроме того, целый ряд организаций Уэчи-рю Каратэ-до на Окинаве не признают сертификаты и Даны выданные ОКИКУКАЙ.

ГЕНЕАЛОГИЯ УЭЧИ-РЮ КАРАТЭ-ДО

Генеалогия Уэчи-рю (Уэти-рю) Каратэ-до - происхождение и развитие Уэчи-рю Каратэ-до
(кликнуть на картинку для увеличения)