Теория Уэчи-рю Каратэ-до

НАПРЯЖЕНИЕ - 緊張 【КИНЧО】

«Устойчивость» (Сисэй), «дыхание» (Кокю) и «напряжение» (Кинчо) - три основных принципа занятий боевыми искусствами. Объединены они, как уже говорилось, понятием «Закалка живота»  - 肚を練る【Хара-во неру.

 

Понятие «напряжение» («Кинчо») как отражение принципа своевременности жесткости и мягкости -  硬軟自在【КОНАН ДЗИЗАЙтребует рассмотрения таких понятий как:

  1. Равновесие - 平衡 ХЭЙКО;
  2. Скорость - 速度【СОКУДО;
  3. Дистанция -  間合い【MAAЙ;
  4. Ритм -  拍子【ХЁСИ;
  5. Концентрация силы -  極め【КИМЭ.

 

При выполнении того или иного технического действия человек начинает движение с переноса центра тяжести (из «точки покоя») с его моментальным восстановлением при завершении приёма.

1. «РАВНОВЕСИЕ» - 平衡 【ХЭЙКО】:

 

 

 

Для понимания в данном контексте, понятия «равновесие» («Хэйко»), рассмотрим составляющие «взрывного усилия» - 炮勁【Хоу-Кей, отталкиваясь от  метода «падающего дерева» - 倒木法【Тобокухо:

 

 


  1. 体力【ТАЙРЁКУ- ФИЗИЧЕСКАЯ СИЛА / МЫШЕЧНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ;
  2.  速度【СОКУДО- СКОРОСТЬ;
  3. 突っ込み【ЦУККОМИ - ГЛУБИНА ПРОНИКНОВЕНИЯ;
  4. 確度【КАКУДО- ТОЧНОСТЬ;
  5. 平衡 ХЭЙКО- РАВНОВЕСИЕ.

 

  1. Для увеличения «силы действия» мы жертвуем «скоростью» и/или «равновесием». Увеличиваем «массу», вкладываемую в движение. Напрягаемся и наваливаемся на противника. В результате - отталкивание.
  2. Для увеличения  «скорости» мы жертвуем «силой», стремясь к максимальной расслабленности и  «равновесием», используя силу тяготения и инстинкт самосохранения по принципу «низкого старта» у спринтеров. В результате - резкий щелчок.
  3. Для увеличения «глубины проникновения» мы, так или иначе, жертвуем всё тем же «равновесием».
  4. «Точность» - понятие неизменное, как залог эффективности.
  5. «Равновесие» - понятие безусловное, но, как мы видим, жертвенное. Каждый раз, им пожертвовав для достижения «силы», «скорости» или «глубины проникновения» по отдельности или вместе, его нужно моментально восстановить, дабы самому не стать жертвой.

 

Следовательно, для создания «взрывного усилия» (Хоу-Кей) необходимо оптимальное сочетание трёх составляющих порождаемых жертвованием равновесием (Хэйко):

  1. ФИЗИЧЕСКАЯ СИЛА («Тайрёку») – основана на жесткости - 硬軟性【КОНАН-СЕЙ;
  2. СКОРОСТЬ («Сокудо»)  – основана на мягкости - 柔軟性【ДЗЮНАН-СЕЙ;
  3. ГЛУБИНА ПРОНИКНОВЕНИЯ («Цуккоми»);

и двух понятий абсолютных:

  1. ТОЧНОСТЬ («Какудо»).
  2. РАВНОВЕСИЕ («Хэйко») – порождается «устойчивостью»  - 安定性【АНТЕЙ-СЕЙ.

 

Такой взгляд влечет за собой следующий уровень понимания принципа «своевременности ЖЁСТКОСТИ и МЯГКОСТИ», так как для вложения в движение максимально возможной силы, нужно научиться, не только правильно чередовать напряжение и расслабление мышц при выполнении движения, но и управлять  своим равновесием.

 

Совершая любое движение, нужно расслаблять мышцы - так достигается максимальная скорость выполнения приёма. В конце движения напрягают мышцы - тогда скорость преобразуется в энергию.

 

Таким образом, данный принцип предполагает чередование «скорости» («сокудо») и «концентрации силы»  - 極めили  決め【КИМЭ.

2. «СКОРОСТЬ» - 速度【СОКУДО】:

 

Эффективность приемов каратэ больше зависит от скорости их выполнения, чем от вложенной в них мускульной силы. При расслаблении мышц тела в момент движения, приёмы становятся «взрывными».

Для этого в движение вкладывается столько силы, сколько требуется для достижения максимального ускорения. При напряжении мышц - движение замедляется.

3. «ДИСТАНЦИЯ» - 間合い【MAAЙ】:

Термин «Ма-ай» означает гармоничный интервал времени и пространства:

  • 間【Маозначает паузу и, по своей сути, это не столько дистанция, сколько промежуток времени или интервал между двумя делами, движениями или пространственными положениями.
  • 合い【Айозначает объединение, сбор или соединение.

 

В философском смысле этот принцип подразумевает умение приспосабливаться к другим и гармонично уживаться друг с другом, или же некую внутреннюю жизненную силу - гармонию, вызывающую метаморфозы всего сущего и не противостоящую силам природы. Таким образом, «Ай» это энергия, которую нужно вкладывать в действия в нужный момент в соответствующей ситуации.

«Mаай» - это не просто «дистанция», это взаимосвязь между временем и пространством.

 

В Боевых Искусствах понятие «Маай» характеризует поведение двух противников. Здесь важна не только пространственная дистанция между ними, но и совокупность их движений и намерений в различных положениях и моментах боя.

Это умение приспосабливаться к возникающей ситуации отражающая «своевременность» – 敏感性【БИНКАН-СЕЙ, т.е. не просто «восприимчивость», а адекватную реакцию на изменение ситуации являющуюся сущностью «своевременности использования жёсткости и мягкости» - 硬軟自在【КОНАН ДЗИЗАЙ, причем выбор нужной дистанции - лишь элемент этого умения.

4. «РИТМ» - 拍子【ХЁСИ】:

Ритм необходимо правильно чувствовать и задавать. Если эта способность отсутствует, то не удастся ни хорошую технику показать в «Кихон», ни понять смысл «Ката», ни успешно вести поединок.

 

В бою опытный мастер всегда варьирует общий ритм, делая всё возможное, чтобы противник не мог подстроиться к нему.

Лучшим ритмом в каратэ, да и в БИ в целом, является «отсутствие ритма», то есть особое внутреннее состояние, при котором у человека нет ни каких определённых намерений или умыслов, что означает «не стремление к выгоде» - 無所得【Мусотокуи являет собой стремление воплотить в свою жизнь принцип «незамутнённого сознания» -  無心【Мусин.

При этом человек учится «думать, не думая» - 非思量【Хисирё- овладевает интуитивным мышлением, действующим независимо от логики и всех процессов воспринимаемыми органами чувств - 意識【Сики.

Такой человек ощущает «пустоту» -  空【Кухотя и являющуюся особым ритмом, но не выдающую себя постороннему наблюдателю неким заданным ритмом.

Остаётся ритм дыхания, ритм пульса и моргания век. Большим мастерам БИ даже этого достаточно, чтобы войти в ритм противника. Менее искушённые в БИ, могут развить интуитивное чувство ритма, постоянно упражняясь в выполнении «Ката».

 

Итак, научиться идеально контролировать ритм можно только исполнившись абсолютной пустоты.

В любом другом состоянии наши желания, страхи, представления и т.п. нарушают присущий нам ритм, и противник может это заметить. Мастер обнаруживает слабину в стойке, в движениях и намерениях противника или потерю им концентрации, ослабление внимания, посредством интуитивного ощущения «пустого пространства» - 隙空【Суки ку.

Опытный мастер не упускает удобного случая, «повода»  - 機会【Кикай воспользоваться открывшейся перед ним возможностью.

Об этом сказано в «Книге о боевой подготовке» - 武備誌 («Бубиси»), «Восемь строк о важнейших составляющих кулачного искусства», п. 5:

«手逢空則入。 - Руки проникают в пустоту».

5. «КОНЦЕНТРАЦИЯ СИЛЫ» - 極め【КИМЭ】:

Своевременное преобразование скорости в энергию дают эффективность применяемой техники. Достигается это путём специальных упражнений, координирующих все части тела при выполнении различных движений. Для последователей Уэчи-рю - это, прежде всего, практика ката Санчин, работа с «макиварой» (巻藁) и «дополнительные укрепляющие упражнения» - 補強運動【Хокё-Ундо.

Всякий раз сила должна исходить из медлительного, но мощного корпуса тела, выстреливаясь через быстрые конечности. Совершенная гармония достигается в тот момент, когда движутся и корпус тела и его конечности.

Если движение гармонично совершается всеми частями тела одновременно, то силы, созданные отдельными частями тела, суммируются, и скорость выполнения движений становится максимальной. Тогда при мгновенном и своевременном напряжении всего тела в момент нанесения удара высвобождается огромная энергия.

Сохраняя  / моментально восстанавливая равновесие («Хэйко»), можно вложить в приём всю силу «серединной части тела» - Хара, а для этого напрячь все мышцы, соединяющие руку с нижней частью живота, с последующим, моментальным расслаблением. 

 

Для дальнейшего анализа необходимо различить два созвучных понятия «Мутими». За основу взяты некоторые формулировки из словаря: «Термины используемые в Окинава Годзю-рю каратэдо» под редакцией методического директора IOGKF-Russia – Павла Клопова.

 

1. 餅身или ムチミ- Мутими- «булочка из слипшегося риса / тело» возможный перевод: «техника прилипания» – окинавский термин, обозначающий медленное, сильное, тяжёлое и сконцентрированное движение.

Используется, при захватывающей и тянущей технике.

Отрабатывается в ката Санчин и в парном упражнении «Трёхзвездный кулак» - 三星拳【Сансэй Кэн.

 

2. 鞭身手или ムチミテ【МутимиТе- «взбивание; хлыст; хлопок; шлепок / тело / рука; техника» - возможный перевод: «техника схлопывания» – окинавский термин, обозначающий короткий не видимый глазу импульс, идущий от тела для создания «взрывной силы».

Сила зарождается в нижней части тела, а оттуда в виде цепной реакции достигает рук. Главное условие - правильное чередование напряжения и расслабления, энергии уходящей и приходящей. Смена жёсткости и мягкости передаёт импульс/усилие в бьющую конечность.

Об этом сказано в «Книге о боевой подготовке» - 武備誌 («Бубиси»), «Восемь строк о важнейших составляющих кулачного искусства», п. 3: 

«法剛柔呑吐。 - Суть метода - жёсткость и мягкость, вход и выход».

 

Таким образом, МутимиТе объединяет:

  1. «Гамаку» - начало движения. Характеризуется «закрытием» -  閉め Симэ,
  2. «Тэ-но омои»  - принцип движения. Начало движения - взведение руки под грудь перед ударом характеризуется «открытием» -  開け Акэ,
  3. «Тинкути» - окончание движения. Характеризуется «закрытием» («Симэ»). Реализуется в выбросе внутреннего усилия - 発勁【Хаккэй, являющегося характеристикой «Кимэ».

Где:

 

  • ガマク Гамаку– Состояние тела когда одновременно с подтягиванием и закручиванием «Танден» (丹田) плечи опускаются вниз (в Уэчи-рю лопатки при этом «вздыбливаются» - 骨掛 Коцу Какэ - «подвесить позвоночник»), в результате чего происходит напряжение всех мышц туловища и создание жёсткого мышечного каркаса.

    • Темя подвешено к небу, копчик тянется к земле - позвоночник вытянут и вертикален - 真直【Масугу.
    • Широчайшие мышцы, живот и паховая область напряжены, анус «втянут».
    • Плечи и таз едины и находятся в одной плоскости.
    • Колени и локти стремятся к середине.
    • Стопы пятками, а кисти основаниями ладоней давят внутрь.
    • Пальцы рук напряжены, ладони еле заметно «скруглены» («лодочкой»).
    • Пальцы ног растопырены и цепляются за пол «щупальца осьминога» - 鮹足【Тако Аси
    • Проекция центра тяжести - на точку «Юнцюань», находящейся на стопе.
  • 手の重い Тэ-но омои – Тяжёлая рука. Искусство применения внутренней энергии, когда движения происходят с ощущением тяжести рук.

  • チンクチカキン Тинкути какин – Окинавский термин, используемый для описания состояния суставов, когда они моментально стабилизируются, что с одновременной концентрацией тандэн приводит к увеличению мощности удара, силе блока и твёрдости стоек. Такое состояние суставов отрабатывается в ката Санчин (в Годзю-рю и Уэчи-рю) и в Ходзё ундо (Годзю-рю) или в «методах закалки» - 鍛錬法 Танрэн-хо/ в «дополнительных укрепляющих упражнениях» - 補強運動【Хокё-ундо.

 

Отрабатывается в ката Санчин.


Таким образом, «напряжение» (Кинчо) - это мгновенное действие, совершаемое с учётом ритма (Хёси) и дистанции (Mаай), используя скорость (Сокудо) и равновесие (Хэйко), направленное на объединение всех составляющих в  концентрацию силы (Кимэ) и превращение в выброс внутреннего усилия  - 発勁【Хаккэй.

Рекомендации Сэнсэя ТОЯМА Сэйко (1928- 2009):

Тояма Сэйко (1928- 2009) первый Учитель Шимабукуро Сэнсэя не уставал повторять:

«Зачем быть жестким кроме как при ударе? Уэчи-рю в основном состоит из мягких своевременных движений, без потраченной впустую энергии из-за неуместного напряжения. Вы должны быть подобны волнам океана - мягкими, но не слабыми. Наносите удар со всей мощью в паузу между затишьем и взрывом».

Пять наставлений Сэнсэя УЭЧИ Канбуна (1877 - 1948):

  1. «Научитесь расслабляться при любом движении. Напряжение зарождается в мышцах лица и шеи, а затем переходит на остальную часть тела. Расслабьте лицо и шею - это позволит вам избавиться от напряжения во всех движениях».
  2. «Выбирайте такое положение для равновесия, чтобы вам не требовалось напрягаться, оставаясь в этой позиции. Держите вашу голову прямо, не наклоняйтесь вперед, но и не отклоняйтесь назад. Сохраняйте ощущение вогнутости груди и выгнутости спины, но при прямом позвоночнике».
  3. «Занимайтесь каждый день. Гибкость необходима для понимания расслабления. Мышцы должны быть мягкими и хорошо растянутыми».
  4. «При ударе рукой, не кидайте кулак, а выпрямляйте руку в локте полностью без пауз и напряжения. Не медленно, с натяжением, а естественным рывком, без замаха и колебаний. Это увеличит силу удара. Нога при ударе подобна кнуту. Движение мягкое и естественное. Нога бьёт сильно, затем возвращается к согнутому положению сама - не нужно её напрягать или отдергивать».
  5. «При защите, не противодействуйте силе удара блоком, а отклоните удар мягко или ударьте сами по атакующей конечности. Уйдите с линии атаки, обвейте Вашу руку и кисть вокруг руки противника и рывком выведете его из равновесия. Это откроет противника для вашей контратаки».

 

(читать дальше:)