Теория Уэчи-рю Каратэ-до

Эзотерический аспект «КАМАЭ»

МУДРА - «ИНДЗО»
МУДРА - «ИНДЗО»

Сэнсэй  Шимабукуро Юкинобу учит, показывая и объясняя «Ката» Уэчи-рю:

 «Часто говорят, что «каратэ-до начинается с «Рэй» (ритуал-этикет) и «Рэй» заканчивается»: 「空手道は礼に始まり礼に終ることを忘るな。」Это в полной мере относится и к «Ката».

Нужно сказать, что акцент на «Рэй» был вызван необходимостью подчеркнуть значение «Каратэ-до» как направления «Будо», призванного формировать характер и воспитывать человека в духе конфуцианского представления о «благородном муже».

Если же рассматривать каратэ-до - только как БОЕВОЕ искусство, то все ката каратэ-до начинаются с боевой изготовки «Камаэгата» и «Камаэгата» заканчиваются. Да и собственно поклон («Рей») можно рассматривать как удар лбом.

Однако то, что принимается как «Камаэгата», при детальном рассмотрении оказывается тем или иным молитвенным жестом. Эти жесты и положения, изображенные на статуях будд, есть не что иное, как мудры - 印相 Индзо.

Если мы проанализируем «Ката» Уэчи-рю с точки зрения этих символических жестов на статуях будд, мы увидим, что начальные и завершающие движения этих «Ката» являются вариациями мудр».

 

Рассмотрим, начальные движения одинаковые во всех «Ката» Уэчи-рю. Исполнитель расправляет грудь и опускает плечи и руки вниз и сжимает кулаки. Это молитвенный жест означающий погружение человека в собственный микрокосм, захват своего «ядра-сердцевины» и вхождение в состояние отрешённости  -  無我【Муга.

 

Лично мне и, как следствие моим ученикам, для первого движения во всех «Ката» - принятия «Камаэгата» (выхода в боевую изготовку)   Сэнсэй Шимабукуро дал «материнский знак» - 印母【Ин мо - «знак твёрдого и откровенного сердца»:  «Мудру обращения к  своему сердцу»  - 見自心 Кэндзисин, которая является одной из форм «Мудры приветствия, уважения и благоговения» - 金剛合掌 Конго Гассо. 

Эта мудра символизирует единство тела и духа, а руки сложенные вместе означают соединение «алмазного мира» - 金剛界【Конго Кай с «матричным миром» -  胎蔵界【Тайдзо Кай.

В прикладном значении может трактоваться как удар пальцами соединённых ладоней в горло противника между его двух рук с последующим захватом и возможным продолжением - ударом лбом в переносицу противника.

 

Последующее раскрытие рук ладонями от себя, т.е. принятие боевой изготовки «открытых рук» - 平手構え【Хиратэ Гамаэили開手構え【Кайшу Гамаэ, являет собой «Мудру бесстрашия» - 施無畏印【Сэмуй Ин.

По легенде, Шакьямуни прибег к этому жесту, чтобы остановить разъярённого слона.

При этом сведение рук внутрь, а затем разведение в стороны, словно отталкивая что-то от себя (движение, объединяющее предыдущие два положения), символически означает, что человек отталкивает от себя мятущиеся мысли и, освобождая сознание, вбирает в себя великую космическую энергию - 大気 Тайки, чтобы слиться воедино с космосом, отринуть самого себя и, с чистым сознанием - 無心【Мусин, приступить к таинству молитвы или (в нашем случае) к исполнению «Ката».

Эта мудра преобразует ревность и зависть во всё преображающую мудрость.

 

Кроме того, это положение рук является разновидностью «Мудры изгнания демонов» -触地印【Сёкучи Ин. 

Эта мудра преобразует гнев и агрессию в зеркальную (отражённую) мудрость.

 

В прикладном значении, кроме собственно позиции «боевой изготовки» может быть захватом за руки противника или за грудки.

 

Если встать в вполоборота - 半身【Ханмии выставить одну руку чуть впереди другой, то это положение будет называться: 探手構え【Сагуритэ Гамаэ- боевая изготовка с «ищущей рукой». Мастера Боевых Искусств утверждают, что эта «Камаэ Ката», если её правильно принимать (имея в виду психологическую готовность  - 気構え  Ки Гамаэ) и выполнять (имея в виду физическую готовность  - 身構え  Ми Гамаэ), позволяет  адекватно реагировать на изменение ситуации.  Это умение является  «восприимчивой своевременностью» - 敏感性 Бинкан Сэй, реализуется при согласовании «восприятия» - 読み【Ёми и «сосредоточенности» - 工夫【Куфу, формирует «предвидение» – 第六感【Дай–Роккани позволяет буквально чувствовать противника.

Эта стойка помогает идеально контролировать движения рук противника, когда он переходит в атаку. Возникает ощущение, что расслабленная рука читает замыслы противника, что позволяет предвосхищать его действия. Считается, что между кистями рук и центром восприятия головного мозга устанавливается непосредственная связь, благодаря чему этой стойке приписывают магические возможности.

 

Что касается завершающих движений, то все они совпадают с различными мудрами, не смотря на то, что в разных «Ката» Уэчи-рю они различны.

 

Так, конечные положения рук в ката «Сэйрю» (十六) - это сочетание «Мудры бесстрашия» (Сэмуй Ин) - ладонь повёрнута тыльной стороной к груди и «Мудры изгнания демонов» (Сёкучи Ин) - ладонь повёрнута тыльной стороной вверх.

В ката «Каншу» (完周) и «Сэйсан» (十三) конечные положения рук - это варианты «Мудры бесстрашия» (Сэмуй Ин) или «Мудры изгнания демонов» (Сёкучи Ин) - ладонь повёрнута тыльной стороной вверх, и «Мудры соблюдения обетов»  -  与願印【Ёган Ин или -  施願印 Сэган Ин- ладонь повернута тыльной стороной вниз.

«Мудра соблюдения обетов»  (Ёган Ин) или (Сэган Ин) преобразует гордыню, жадность и зависть в мудрость самообладания.

В прикладном значении эти положения рук могут расшифровываться как блокирующие, так и атакующие движения.

 

Конечная изготовка в ката  «Каншива» (完子知) и в ката «Канчин» (完戦), в которых кулаки сжатые в форме «Сёкэн» (小拳), накладываются один на другой, также является вариацией двух мудр - «Мудры соблюдения обетов»  (Ёган Ин) и «Мудры бесстрашия» (Сэмуй Ин).

В прикладном значении может быть техникой удушения в стойке.

 

В финальной «Камаэ» ката «Сэйчин» (十戦) и «Сансэйрю» (三十六), после блока «Хиратэ мавси укэ» (平手廻し受け) мы переходим в позицию с обеими ладонями, повёрнутыми от себя, воспроизводя жесты ритуального очищения - «Хараи» (祓い) и вариации  «Мудры бесстрашия» (Сэмуй Ин) и «Мудры изгнания демонов» (Сёкучи Ин).

 

В конце ката Санчин (三戦)  мы держим руки перед грудью - левая ладонь обхватывает правый кулак. Это вариант «Мудры сосредоточенности» - 禅定印 ДзэнДзё Ин. Она символизирует стремление к физическому и духовному самосовершенствованию. Если положить руки, сложенные таким образом, на область «Тандэн» (丹田) и сесть в «Сэйдза» (正座), вы окажетесь в положении сидячей медитации - «молчаливого размышления» - «Мокусо» (黙想).

Эта мудра преобразует желание, похоть и страсть в мудрость проницательного сознания.

 

Кроме того этот жест является отражением  陰【Ин ( кит.: «Инь») и  陽【Ё( кит.: «Ян») - единства двух противоположностей, а в контексте нашего обсуждения - своевременности ЖЁСТКОСТИ и МЯГКОСТИ и называться «мудрой невидимости» - 隠形印 Онгё Ин.

Этот жест возвращает внутренний покой и душевное равновесие, а также помогает сосредоточиться.

В прикладном значении может быть защитой от удара палкой сверху вниз по голове.

 

Утверждают, что ката школы Уэчи-рю принадлежат к традиции «Кэнпо» (拳法 - кит.: «Цюань-фа»), идущей от китайского монастыря «Южный Шаолинь» - 南少林寺【Нань Шаолинь-Сы - и, что они сохранили свой изначальный вид. Поэтому действия и позиции этих ката можно толковать с точки зрения традиций Буддизма. Так, 平手構え【Хиратэ Гамаэ- руки раздвинуты в стороны, ладони раскрыты и повёрнуты к противнику, можно толковать как положение Будды, пытающегося утихомирить и агрессивного противника.

 

Вся техника Уэчи-рю строится на базе умиротворяющих позиций буддистской иконографии, и лишь только потому, что речь идет о боевом искусстве, в неё привнесены взрывная мощь и скорость. Видимо, именно поэтому Уэчи-рю характеризуют как школу спокойствия сознания, сохраняемого в бою.

 

Таким образом, имея в виду Уэчи-рю, наверное, правильнее говорить: «Ката каратэ-до начинаются с молитвы - 祷り【Инори и молитвой заканчиваются».

 

(читать дальше:)